Развитие и размещение транспорта в регионах

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Развитие и размещение транспорта в регионах

Страница 1

В.И.Ленин отмечал: «В непосредственной связи с разделением труда вообще стоит, как было уже замечено, территориальное разделение труда, специализация отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта».

Транспорт является непременным условием территориального разделения труда, составной частью структуры народного хозяйства страны, крупного экономического района, территориально-производственного комплекса (ТПК). Без развитой соответствующим образом транспортной системы, обеспечивающей широкий обмен продукцией, невозможно территориальное разделение труда, специализация ТПК на выпуске продукции, производство которой здесь наиболее выгодно и осуществляется в масштабах, превышающих местные потребности.

По мере развития транспорта и удешевления перевозок расширяются возможности территориального разделения труда(ТРТ) и углубления специализации ТПК. С развитием транспорта создаются условия для формирования ТПК, специализирующихся на производстве тех видов продукции, полуфабрикатов и сырья, которые экономически выгодно здесь производить по суммарным затратам на производство и транспорт.

ТПК – одна из наиболее эффективных форм организации производства, обеспечивающая крупный народнохозяйственный эффект.

Развитие отдельных районов страны в перспективе будет определяться развитием крупных ТПК. Особенно это относится к восточным районам, для которых характерно формирование крупных ТПК на базе освоения природных богатств. К ним в первую очередь относятся Западно-Сибирский ТПК, формирующийся на базе добычи нефти и газа, нефтепереработке, производстве энергоемких химических производств, фанеры, целлюлозы, картона, древесных плит и т.д., система ангаро-енисейских комплексов (Канско-Ачинский, Братский, Усть-Илимский, Тайшетский, Саянский и др) на базе гидроэнергетических, лесных и минерально-сырьевых ресурсов.

Экономическая эффективность освоения новых природных ресурсов, в большинстве случаев расположенных в районах с суровыми климатическими условиями, создание в этих районах ТПК стали возможными лишь по мере формирования и совершенствования региональных транспортных систем.

Для каждого из сложившихся и формирующихся ТПК характерна индивидуальность в определенном сочетании различных производств, что обуславливает характер и интенсивность транспортно-экономических связей , структуру внутрирайонных и межрайонных грузопотоков, а также размещение сети путей сообщения.

Транспорт оказывает активное воздействие на формирование, специализацию и темпы развития производства ТПК, обеспечивая осуществление необходимых транспортно-экономических связей и перевозок. При размещение предприятий, определяющих структуру производства территориального комплекса, необходимо учитывать издержки транспорта, специализация комплекса на производстве того или иного продукта может быть экономически обоснована только при условии, если себестоимость продукции и издержки транспорта будут меньше, чем стоимость в других пунктах возможного производства.

Транспорта, являясь одним из непременных условий территориального разделения труда, входит в состав ТПК и оказывает значительное влияние на производство. Уровень развития транспортной системы комплекса определяет темпы и масштабы развития регионального производства, его специализации, обеспечивает условия для реализации создаваемого в рамках региона совокупного общественного труда и находит отражение в уровне эффективности регионального производства.

В свою очередь транспортная система ТПК(региона) развивается и формируется под воздействием экономических и природных условий данного комплекса (региона), отражая свойственные комплексу особенности территориальной организации хозяйства, специализации производства, размещения пунктов производства и потребления. При взаимной сбалансированности в уровнях развития производства и транспорта как взаимосвязанных звеньев экономики комплекса (региона) достигается оптимальная эффективность производства и, наоборот, несоответствие между ними приводит в большим потерям. Поэтому поддержание пропорциональности в развитии производства и транспорта комплекса (региона) является одним из важных путей повышения эффективности общественного производства в территориальном разрезе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Возможные неисправности и ремонт тормозной системы ГАЗ-53. Неисправности
Основными признаками неисправности тормозов являются следующие: при торможении педаль опускается от легкого нажатия; слабое или неравномерное действие тормозов; увеличение усилия, прилагаемого к педа ...

Упругая характеристика подвески
Качество подвески определяется с помощью упругой характеристики, представляющей собой зависимость вертикальной нагрузки на колесо (G) от деформации (прогиба f) подвески, измеряемой непосредственно на ...

Оптимизация нормативов ТО и ремонта
Исходные данные для оптимизации технологических процессов ТО и ремонта. Фактор Значение Тип дорожного покрытия 1 Условия движения Интенсивный Рельеф местности Равнинный Природно-климатический район У ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru