Экономика отрасли - транспорт

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт

Из курса общей экономической теории Вам известно, что термин «экономика», образованный от двух греческих слов «эйкос»- хозяйство и «номос»- закон, в переводе с древнегреческого означает «законы хозяйствования».

Таким образом, экономика – это все виды деятельности людей, которые позволяют обществу, обеспечивать себе материальные условия для существования.

Современная рыночная экономика представляет сложнейший хозяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих , финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Рынок многолик и разнообразен, он действует по своим собственным законам.

Любая экономич6еская система в процессе своей деятельности постоянно сталкивается и вынуждена отвечать на три фундаментальных вопроса:

Что производить и в каких количествах?

Как производить и какими затратами?

Для кого производить и как распределять произведенное?

В централизованной плановой экономике ответы на все три вопроса находятся в компетенции центральных органов управления, в рыночной же экономике, государство непосредственно участвует лишь в решении третьей задачи путем перераспределения доходов и реализации социальных программ.

На все остальные вопросы отвечает рынок, в котором цены, стимулы, прибыли и потери определяют что, как и для кого производится огромная масса товаров и услуг.

Существует множество определений рынка, его сущности большинство из которых можно свести к следующему.

Рынок – это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, то есть возможности продавцам продать, а покупателям купить необходимые товары.

Схема1.Основные движущие силы функционирования рынка.

Совокупность взаимоотношений

в связи с производством и товарообменом - Рынок

Потребности (желания)

Ресурсы (возможности)

Изучение потребностей

Ресурсы (возможности)

Производство

Разрешение противоречий – Цена

Основное противоречие

Дешевле дороже

Предложение (продавцы)

Спрос

(покупатели)

Рыночное хозяйство, сама современная экономическая система невозможны без установления определенной ценности, стоимости каждого товара или услуги. Отсюда важнейшая функция цены – решение проблемы обоснованного выбора, с одной стороны, с потребителя, отвечающего на вопрос, что лучше приобрести, и с другой стороны, производителя, отвечающего на вопрос , что выгоднее произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное производство.

Именно поэтому функция цены является центральной проблемой функционирования рынка.

Основные функции, выполняемые рынком:

Рынок является средством связи между продавцами товаров и услуг и покупателями. К продавцам относятся товаропроизводители, то есть предприятия, реализующие свои товары и услуги; работники, продающие свою способность к труду, рабочую силу; владельцы всех видов производственных ресурсов, которые продают или уступают пользование этими ресурсами на определенное время. К покупателям относятся потребители, приобретающие предлагаемые товары и услуги, а также отдельные потребители или фирмы, покупающие те ресурсы , с помощью которых они и осуществляют производство своих товаров и услуг; чаще всего один и тот же субъект выступает на рынке и продавцом и покупателем.

В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлимые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

Рынок, средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяет информацию о том, что именно хотят продать продавцы ( и по какой цене) и что именно приобрели бы или приобретут в будующем покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно каким-то конкретным географическим местом. Любой источник распространения информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

Обеспечивая обмен новой информацией об изменении ситуации, рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения и соответственно ситуации менять цены. В свою очередь, цены действуют как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке.

Рынок в цело характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

По элементам рыночной инфраструктуры ;

По экономическому назначению объектов рыночных отношений;

По географическому положению и масштабам, границам, его характеризующим;

По степени ограничения конкуренции;

По отраслям сфер производства и услуг;

По характеру и размерам продаж.

А. Первый признак классификации рынка вообще, в целом, предполагает выделение трех основных элементов:

Рынка товаров и услуг;

Рынка факторов производства;

Финансового (или денежного) рынка.

Рынок товаров и услуг включает в себя огромное количество специальных рынков купли-продажи соответствующих товаров, а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи по соответствующим товарам, организации оптовой и розничной торговли, маркетинговые и посреднические организации.

Рынок факторов производства охватывает процессы купли продажи факторов производства – земли, труда, капитала, предпринимательских способностей.

При этом такой фактор производства, как земля, включает в себя не только непосредственно определенные участки земли, используемые для того или иного производства, но и природное сырье, добываемое из недр земли или получаемое в результате ее использования.

Труд – предполагает использование труда всех категорий работающих, а также наличие такого фактора производства, как биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и квалификации и предложение этой рабочей силы.

Капитал – включает в себя все средства производства в виде зданий, сооружений, транспортных средств, а также денежные средства, которые могут быть использованы на приобретение этих средств производства.

Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских и банковских обязательств и др.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры органически взаимосвязаны и соответственно воздействуют друг на друга. Если они находятся в равновесии, то и во всей экономики наступает общее макроэкономическое равновесие.

Б. Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:

Рынка потребительских товаров и услуг;

Рынка товаров производственного назначения;

Рынка новых идей, технологий, проектов;

Сырьевого рынка;

Рынка труда;

Рынка ценных бумаг;

Рынка вторичного сырья и др.

В. По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

Местный (региональный);

Национальный (в пределах страны);

Мировой рынок.

Г. По степени ограничения конкуренции различают:

Свободный рынок;

Рынок монополистической конкуренции;

Олигополистический рынок;

Чистую монополию.

Д. По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, характеризующих соответствующие отрасли экономики:

Топливный рынок;

Автомобильный рынок;

Компьютерный рынок;

Рынок хлебопродуктов и т.п.;

Е. По характеру и размерам продаж различают:

Оптовый рынок;

Розничный рынок.

Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров и услуг на рынке. Если же какие-либо товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них, и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Пример: решение вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обесп6ечения, пенсионного обслуживания.

Любой рынок может функционировать только по товарам, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.


Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru