Специализация и кооперирование на транспорте

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Специализация и кооперирование на транспорте

Страница 1

Изменение облика транспорта с течением времени объясняется происходящими в нем глубинными качественными сдвигами в структурах и функциях объектов. Процессы роста всякого сложного объекта (системы) отличаются от процессов развития.

Растет (или распадается) песчаный холм от действия ветра; растет снежный ком, летящий с горы; растет кристалл какого-либо вещества, превращаясь в тело совершенно правильной формы и очертаний. Точно также растет и транспортная система, что обнаруживается в увеличении ее материального наполнения ( протяженности линий, численности подвижного состава, обслуживающего персонала и т.д.). Теперь надо выяснить какая существует разница между перечисленными случаями роста. Песчаный холм и снежный ком растут за счет того материала, который слой за слоем механически откладывается на поверхности из внешней среды. Совсем иначе растет транспортная система. Это не простой рост (количественное увеличение), а принципиально иные, более серьезные количественно-качественные изменения, называемые развитием.

Типичными чертами развития в производственных системах являются:

Взникновение новых качеств и свойств, не сводимых к прежним;

Расширение информационных функций, включая управление;

Дифференциация (специализация) и интеграция (кооперирование) частей системы.

Следующей формой общественного разделения труда после концентрации производства является – специализация.

Специализация ведет к однородности производства. Это означает усиление технологической общности выпускаемой продукции, ограничения разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов. Исходных материалов, а также форм организации любого производства.

Различают специализацию транспорта, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация транспорта выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, с однородной продукцией или услугой, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

На заре существования ж/дорог, как известно, ж/д сеть состояла из цепи однородных, примерно одинаковых по длине (80-120 км) и характеру деятельности участков обращения локомативов. Путевое развитие станций и перегонов, локомотивный парк, а также в значительной степени обслуживающий персонал не были специализированы по видам деятельности. Однако зачатки специализации в некоторых звеньях транспорта имелись уже в тот период.

Чем дальше развивался ж/д транспорт, тем явственнее выступает специализация основных его элементов, тем дольше идет эксплуатационно-техническая их дифференциация. Наряду с участковыми и промежуточными выделились специализированные пассажирские, грузовые и сортировочные станции. Тяговые средства и вагонный парк изменялись также в направлении специализации по видам движения, роду перевозимых грузов и т.п. Соответственно этому в сфере управления ж/д транспортом появились специализированные службы – пассажирская, грузовая, движенческая и др.

С течением времени ж/д транспорт в своей организации, технологии и техническом оснащении все дальше и дальше отходит от своего первоначального состояния, специализация все больше распространяется на еще не охваченные ей области транспорта.

Специализация ж/д сети по роду грузов особенно характерна для ж/д транспорта США.

Если выйти за пределы ж/д транспорта и посмотреть на транспортную систему в целом, то внутри нее также все яснее становится специализация отдельных видов транспорта, отчетливее разграничиваются сферы наиболее эффективного использования ж/д, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Содержание тарифной политики АТП и основные факторы ее формирования
Цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, оказывает противоречивое воздействие на рыночное положение (конкурентоспособность) предприятия. С одной стороны, цена определяет доходность деяте ...

Анализ объема перевозок пассажирооборота филиала «Троллейбусный парк № 2»
Технико-экономические показатели за 2007 год представлены в таблице 2. Таблица 2– Технико-экономические показатели № п/п Наименование ед.изм. Январь-февраль 2007 Январь-февраль 2008 1. Инв.кол-во п.с ...

Сигнализаторы обледенения
В полете экипаж о начавшемся обледенении может судить по осаждению льда на отдельных частях летательного аппарата, по тряске двигателей, уменьшению скорости полета и т. п. Для определения интенсивнос ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru