Специализация и кооперирование на транспорте

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Специализация и кооперирование на транспорте

Страница 1

Изменение облика транспорта с течением времени объясняется происходящими в нем глубинными качественными сдвигами в структурах и функциях объектов. Процессы роста всякого сложного объекта (системы) отличаются от процессов развития.

Растет (или распадается) песчаный холм от действия ветра; растет снежный ком, летящий с горы; растет кристалл какого-либо вещества, превращаясь в тело совершенно правильной формы и очертаний. Точно также растет и транспортная система, что обнаруживается в увеличении ее материального наполнения ( протяженности линий, численности подвижного состава, обслуживающего персонала и т.д.). Теперь надо выяснить какая существует разница между перечисленными случаями роста. Песчаный холм и снежный ком растут за счет того материала, который слой за слоем механически откладывается на поверхности из внешней среды. Совсем иначе растет транспортная система. Это не простой рост (количественное увеличение), а принципиально иные, более серьезные количественно-качественные изменения, называемые развитием.

Типичными чертами развития в производственных системах являются:

Взникновение новых качеств и свойств, не сводимых к прежним;

Расширение информационных функций, включая управление;

Дифференциация (специализация) и интеграция (кооперирование) частей системы.

Следующей формой общественного разделения труда после концентрации производства является – специализация.

Специализация ведет к однородности производства. Это означает усиление технологической общности выпускаемой продукции, ограничения разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов. Исходных материалов, а также форм организации любого производства.

Различают специализацию транспорта, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация транспорта выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, с однородной продукцией или услугой, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

На заре существования ж/дорог, как известно, ж/д сеть состояла из цепи однородных, примерно одинаковых по длине (80-120 км) и характеру деятельности участков обращения локомативов. Путевое развитие станций и перегонов, локомотивный парк, а также в значительной степени обслуживающий персонал не были специализированы по видам деятельности. Однако зачатки специализации в некоторых звеньях транспорта имелись уже в тот период.

Чем дальше развивался ж/д транспорт, тем явственнее выступает специализация основных его элементов, тем дольше идет эксплуатационно-техническая их дифференциация. Наряду с участковыми и промежуточными выделились специализированные пассажирские, грузовые и сортировочные станции. Тяговые средства и вагонный парк изменялись также в направлении специализации по видам движения, роду перевозимых грузов и т.п. Соответственно этому в сфере управления ж/д транспортом появились специализированные службы – пассажирская, грузовая, движенческая и др.

С течением времени ж/д транспорт в своей организации, технологии и техническом оснащении все дальше и дальше отходит от своего первоначального состояния, специализация все больше распространяется на еще не охваченные ей области транспорта.

Специализация ж/д сети по роду грузов особенно характерна для ж/д транспорта США.

Если выйти за пределы ж/д транспорта и посмотреть на транспортную систему в целом, то внутри нее также все яснее становится специализация отдельных видов транспорта, отчетливее разграничиваются сферы наиболее эффективного использования ж/д, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Организация работы машины
При разработке технологических процессов необходимо руководствоваться следующими основными положениями: 1) технологические процессы должны предусматривать наиболее эффективное использование техническ ...

План технического обслуживания и ремонта подвижного состава
Таблица 5. Наименование показателей Ед. изм. Марки автомобилей Всего по парку КамАЗ-5511 КамАЗ-53212 ТСВ-6У 1. Общий пробег всех автомобилей за год км 253144 284375 1640625 2178144 2. Ресурсный пробе ...

Появление и распространение систем контроля качества как условия выживания в конкурентной среде
Мир стал стремительно меняться во второй половине XX века, когда конкуренция на мировом рынке заставила мировых производителей искать пути для снижения производственных затрат при одновременном повыш ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru