Экономическая эффективность концентрации производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Экономическая эффективность концентрации производства

Страница 5

Высшей формой монополистического объединения является концерн. Он объединяет предприятия различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг и финансов. Основной причиной образования концернов служит межотраслевая конкуренция.

Преобладающим видом современного крупного монополистического объединения (олигополистического) предприятий является диверсифицированный концерн. Основополагающей чертой процесса диверсификации производства является внутрифирменная межотраслевая передача технологий.

Передача технологий возможна в двух видах: 1.передача собственно технологии 2.передача передового товара для совершенно отличного от первоначального применения.

Конгломерат является концерном особого типа, отличающимся от преобладающего вида – диверсифицированного концерна – тем, что первый из них объединяет различные, не связанные между собой компании многих отраслей экономики. Эти компании пости самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей.

Международные монополии (олигополии) могут основываться либо на капитале населения одной страны – транснациональные корпорации, либо на капитале жителей многих стран – многонациональные корпорации. Современные международные монополии имеют предприятия, полностью или частично им принадлежащие, реализуют продукцию, оказывают услуги в десятках стран мира. Международные олигополии часто склонны рассматривать стратегии международной экспансии и диверсификации на рынке страны (или стран) происхождения на основе альтернативного подхода.

Появление монополий и олигополий качественно изменяет конкурентные отношения в обществе. Внутриотраслевая конкуренция экономически равноправных мелких производителей при совершенной конкуренции сменяется при возникновении крупных фирм и переходе к несовершенной конкуренции, с одной стороны, борьбой между крупыми товаропроизводителями на национальном и мировом рынке с преимущественным использованием методов неценовой конкуренции, с другой стороны, в большинстве случаев тщетными попытками мелких фирм конкурировать на равных с гигантами, что результируется обычно в незначительной доле рынка, занимаемой любой из мелких фирм, а также в невысокой прибыли, получаемой этими фирмами.

Характеризуя конкурентную ситуацию на транспортном рынке России, следует сказать, что в условиях рыночной экономики конкуренция приобретает качественно новые черты, поскольку теперь все виды транспорта развиваются за счет собственных источников финансирования.

Конкуренция, существовавшая между различными видами транспорта при административно-командной системе, не могла привести к разорению какого-либо вида транспорта, поскольку все они финансировались из бюджета государства, а тарифы устанавливались сверху. В итоге конкуренция носила символический характер. Теперь совсем другое дело. Конкуренция ставит перед предприятиями такие вопросы, выжить или погибнуть, иметь высокие доходы или влачить нищенское существование.

Конкуренция между различными видами транспорта является внутриотраслевой, несмотря на то, что каждый вид транспорта формально существует как самостоятельная отрасль, имеющий свое ведомство. Однако такое административное деление не меняет сущности внутриотраслевой конкуренции, поскольку весь транспорт занят одним видом деятельности перемещением.

Внутриотраслевая конкуренция на транспорте –это конкуренция за клиентуру, высокую прибыль, новые более эффективные технологии, высокое качество перевозок, надежность и быстроту перемещения грузов и пассажиров. В соответствии с результатами конкуренции перераспределяются ресурсы между различными видами транспорта, а это значит, что между ними есть элементы межотраслевой конкуренции.

Между различными видами транспорта происходит ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция идет вокруг уровня тарифов, а неценовая связана со скоростью, надежностью, комфортностью перемещения.

Конкурентный рынок товаров и услуг, как уже отмечалось теоретиками экономической мысли делится на четыре вида: рынок совершенной конкуренции, монополистический рынок, олигополистический и рынок чистой монополии. Данная классификация отражает степень совершенства конкурентности рынков. Первый вид рынка определяется как рынок совершенной конкуренции, а три остальные вида относятся к рынку несовершенной конкуренции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Система АПК-ДК
Аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля (АПК-ДК) является наиболее удачной реализацией функций диспетчерского контроля на современном техническом уровне. Использование средств вычислит ...

Формирование международной системы автоперевозок РФ и анализ проблем ее развития
Увеличение доли российских перевозчиков в международных автоперевозках зависит от конкурентоспособности транспортных операторов, существенного снижения транспортных издержек и транспортной составляющ ...

Воздушный транспорт
Техническая характеристика самолета ЯК-42 № п/п Наименование Единицы измерения Данные 1 2 3 4 1 Год начала эксплуатации - 1980 2 Тип и количество двигателей - ДТРД, 3 ШТ. 3 Мощность двигателя КГС 6 5 ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru