Экономическая эффективность концентрации производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Экономическая эффективность концентрации производства

Страница 3

Западный опыт показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, т.к. монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, т.к. они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать новые технологии.

В результате советская экономика оказалась самой монополизированной. Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности образован Государственный антимонопольный комитет РФ. Он организует на местах свои территориальные органы, действующие в рамках Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Основные задачи, функции, полномочия и ответственность Антимонопольного комитета РФ определены Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К задачах, в частности, отнесено содействие формированию рыночной отношений, развитию предпринимательства и конкуренции. Соответственно поставлена задача предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, а также осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Основным фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие для иностранной конкуренции и установления единого курса рубля по отношению к доллару. Поэтому в рамках среднесрочной стратегии в условиях открытой экономики выделяются первоочередные мероприятия антимонопольной политики.

Они включают:

перерегистрацию горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций. Холдингов и т. п., преобразованных из старых управленческих структур;

формирование механизма инициативного разделения хозяйственных субъектов, в том числе и в процессе приватизации; принятие необходимых нормативных актов по этому вопросу;

учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики;

совершенствование законодательно базы антимонопольной политики с внесением в антимонопольное законодательство существенных изменений и дополнений или принятием нового антимонопольного закона, в большей мере учитывающего специфику отечественного народного хозяйства и приспособленного к потребностям открытой экономики.

Среднесрочная стратегия антимонопольного регулирования определяется тем, что в условиях открытой экономики ситуация на рынке будет определяться, в первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику можно разбить на четыре раздела:

1 сектор – предприятия, конкурентоспособные либо могущие стать конкурентоспособными на мировом рынке. Им будет дана широкая свобода в перестройке собственно внутренней структуры, сняты ограничения на рост концентрации производства, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке.

2 сектор – предприятия, которые не выдерживают конкуренции импортных товаров. Здесь буде обращаться особое внимание на противодействие недобросовестной конкуренции. Будет задействован механизм инициативного и в отдельных случаях принудительного разукрупнения предприятий, поскольку в рамках в целом неконкурентоспособного предприятия ил объединения могут оказаться жизнеспособные подразделения.

3 сектор – естественные монополии. Здесь будут применяться традиционные в мировой практике методы государственного регулирования цен, тарифов.

4 сектор – рынки, где иностранная конкуренция не будет оказывать серьезного воздействия вследствие масштабов страны, специфики продукции и других факторов. Здесь будут приняты традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства, разрушение административных надстроек над производителем и т.п.

Вместе с тем ставится в принципе верная задача по созданию крупных межотраслевых производственных объединений в виде различных добровольных ассоциаций, таких, как концерны, холдинговые компании, финансово-промышленные группы. Концерн как одна из форм монополистического объединения, характеризуется единством собственности и контроля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Расчет планового количества технических обслуживаний подвижного состава
Определяем фонд рабочего времени (ФРВ). ФРВ=(Дк-Дп-Дв-Дот-Дд.от-Дбол-Дгос.об-Дл.над)*8ч-8ч=час (1) [3, стр.73] где, Дк- колендарные дни, 365; Дп- праздничные дни, 11; Дв- выходные дни, 52*2; Дот- дни ...

Технологическая планировка участка
Планировка участка выполняем в соответствии с компоновочным планом здания, указываем наружные и внутренние стены, колонны здания, окна, ворота, транспортное оборудование, верстаки, стеллажи и т.п., п ...

Появление потребности в системе контроля дорожной безопасности
Вопросы обеспечения безопасности движения приобретают все большую актуальность для дорожных организаций по мере роста интенсивности движения на дорожной сети. Расширение сети дорог, рост темпов автом ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru