Структура общественного производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Структура общественного производства

Страница 4

Транспорт общего пользования, как самостоятельная отрасль производства, отличается рядом особенностей от других отраслей материального производства.

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный.

Внутрипроизводственный транспорт, так же как и другие средства труда, является неотъемлемой частью технологического процесса данного предприятия. Он участвует непосредственно в производственном процессе воздействия средств труда на предметы труда, изменении свойств предметов труда и создании новых вещественных продуктов труда. Издержки внутрипроизводственного транспорта являются частью производственных издержек предприятия ил организации и вместе с тем они являются составной частью себестоимости их продукции. Внутрипроизводственный транспорт не характеризует самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует.

Однако, транспорт общего пользования и внутрипроизводственный в совокупности представляет, одну из главнейших баз всей нашей экономики, без успешного развития и функционирования которого не представляется возможным обеспечить интенсификацию производства и высокие темпы его роста.

Создание рациональной структуры транспортного производства требует глубокого анализа и детального изучения механизма действия факторов, влияющих на формирование структуры.

Анализ общей отраслевой структуры производится на основе расчета удельного веса продукции каждой отрасли в процентах к валовой продукции транспорта. В ряде случаев пользуются и такими показателями, как численность рабочих и стоимость производственных фондов по отраслям.

Помимо этих данных, для характеристики структурных сдвигов используются также отраслевые коэффициенты опережения. Коэффициент опережения представляет собой отношение темпов роста продукции данной отрасли к темпам роста общего объема транспортной продукции.

Для расчета коэффициента опережения можно использовать следующую формулу:

Котр = Тотр/Ттран.,

Где Котр - отраслевой коэффициент опережения;

Тотр – темп развития отрасли в данном периоде;

Ттран – темп развития транспорта в данном периоде.

Собственно темпы развития отрасли либо транспорта в целом за какой-либо период времени рассчитывается путем сравнения объемов перевозок на конец и на начало данного периода или объема перевозок за отчетный период (год) по сравнению с базисным:

Тотр.(тран.)= Вотч.отр.(тран.)/ Вбаз.отр.(тран.)* 100%,

Где Вотч.отр.(тран.) – выпуск продукции (работ, услуг) в отрасли за отчетный период;

Вбаз.отр.(тран.) - выпуск продукции (работ, услуг) в отрасли за базисный период.

Коэффициенты опережения по отдельным отраслям на плановый период позволяют переходить от базисной к плановой структуре:

Д = До*Котр.,

Где До – доля отрасли в базисном периоде; Д – доля отрасли на конец планового периода; Котр – отраслевой коэффициент опережения в плановом периоде.

Важнейшим методом планирования взаимосвязей и пропорций между отраслями является составление материальных балансов, которые позволяют раскрыть связи определенной отрасли с отраслями-потребителями данной продукции, показать соотношение между производством и потреблением. Но в реальных условиях общественного производства отрасли находятся в более глубоких производственных связях друг с другом, поэтому в системе частных материальных балансов трудно и практически невозможно выделить все цепные связи, относящиеся к данному конкретному продукту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Определение пассажиропотоков на маршруте и построение их картограммы
При обработке результатов обследования в первую очередь устанавливают общее количество перевезенных пассажиров за рейс, наполнение подвижного состава на каждом перегоне и оформляют таблицу распределе ...

Ограничения на использование изотермического подвижного состава
При выборе типа изотермического подвижного состава нам необходимо учитывать следующие ограничения по: обеспечение необходимого температурного режима перевозки; использование парка изотермического под ...

Перечень шаблонов, применяемых при ремонте тележек грузовых вагонов
Наименование Проверяемые размеры 1 2 Штанген подпятника Контроль диаметра подпятника. Контроль толщины наружного бурта подпятника. Контроль толщины внутреннего бурта. Штангенциркуль Контроль наружног ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru