Структура общественного производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Структура общественного производства

Страница 3

Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.

Предоставление той или иной услуги становится отдельной отраслью транспорта или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых предоставлением отдельных видов услуг.

Транспортная отрасль представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.

Под структурой транспорта понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Показателями отраслевой структуры являются: число самостоятельных отраслей; соотношение всех видов транспорта в общем объеме перевозок грузов всего транспортного комплекса; удельный вес отраслей транспорта; доля пассажирского и грузового транспорта.

В практике планирования и учета отраслевая структура транспорта определяется путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме транспортного производства.

Структура транспортного комплекса страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

научно-технический прогресс;

планируемые темпы развития всей всего транспорта и отдельных его отраслей;

концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;

рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;

общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;

международное разделение труда;

укрепление позиций России на мировом рынке.

Теперь перейдем к вопросу о классификации отраслей транспорта.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии.

В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

экономическое назначение предоставляемой услуги;

характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;

характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.

Относя транспорт к четвертой отрасли материального производства, К.Маркс имел в виду только обособившийся внешний транспорт, т.е. в современном представлении это магистральный транспорт, который обеспечивает транспортно-экономические связи, возникающие в процессе производства между предприятиями различных ведомств и отраслей народного хозяйства, между экономическими районами, отдельными пунктами и странами. Этот транспорт в процессе развития общественного производства и разделения труда выделился в особую отрасль материального производства и получил название транспорта общего пользования или внешнего транспорта. На него возлагается задача обеспечивания доставки материальных ценностей, полуфабрикатов и готовых продуктов труда в сферу производства и из нее в сферу распределения, потребления и обращения. Этот транспорт является материальной основой процесса обращения. Труд работников, занятых на этом транспорте, является трудом производительным, так как он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Выбор необходимого оборудования. Эскиз расстановки
Оборудование для цеха определяется спецификой выполняемой работы, объемом работ и ее продолжительностью.(см.рисунок) На рисунке показан план поточной линии ремонта роликовых подшипников, разработанна ...

Контроль проследования поездов при помощи изолированного рельса и магнитной педали типа ПБМ-56
Беспедальные схемы по надежности действия обладают преимуществом перед схемами с механическими педалями, но в то же время они имеют и недостатки. Например, если открыли входной или выходной светофор, ...

Тарифные классификаторы грузов
Тарифный классификатор грузов представляет собой таблицу коэффициентов, определяющих, насколько дороже (или дешевле) стоит перевозка указанного в таблице конкретного груза в сравнении с условно выбра ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru