Структура общественного производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Структура общественного производства

Страница 5

Вся совокупность отраслевых связей в народном хозяйстве раскрывается с помощью разработки межотраслевого баланса производства и потребления продукции.

Составление межотраслевого баланса является методологически сложной и объемной работой. Весь цикл его построения в нашей стране – от подготовительных работ до выпуска – составляет от 4.5 до 6 лет (за рубежом 6-8 лет). Отличительной особенностью этого баланса является его оценка в основных ценах, то есть в ценах, получаемых производителем за единицу выпущенной продукции, исключая налоги и включая субсидии на производство.

Межотраслевой баланс имеет вид шахматной таблицы.

Показатели по вертикали определяют, какие ресурсы и в каком размере расходуются на производство данного продукта, а показатели по горизонтали – источник формирования каждого продукта и его использования.

Различают балансы двух видов: межотраслевой баланс в ценностном выражении и межотраслевой баланс в натуральном выражении. Межотраслевой баланс в натуральном выражении составляется в разрезе отраслей и определяет затраты овеществленного и живого труда по выпуску продукции отрасли. При определении объема продукции отрасли в межотраслевой балансе из валовой продукции предприятий, входящих в отрасль, исключается непрофильная продукция и добавляется продукция, соответствующая профилю отрасли, но производимая на предприятиях других отраслей.

Межотраслевой баланс в натуральном выражении представляет собой синтез частных материальных балансов.

Нахождение наиболее эффективной отраслевой структуры промышленного производства предполагает многовариантную разработку межотраслевого баланса. Эта задача решается с использованием экономико-математической модели баланса и электронно-вычислительных машин.

Построение экономико-математической модели межотраслевого баланса основано на использовании системы линейных алгебраических уравнений, отражающих реальные связи отрасли по производству и потреблению продукции.

В основу таблицы межотраслевых связей положены коэффициенты прямых затрат , характеризующие расходы продукта одной отрасли на единицу продукции другой отрасли. Коэффициенты прямых затрат при данном уровне развития техники и организации производства представляют собой среднюю величину затрат по отрасли в целом.

Особую роль в расчетах объемов производства по отраслям экономики играют коэффициенты полных затрат. Они отражают более глубокие связи отрасли и характеризуют не только прямые. Но и косвенные затраты через другие продукты. Пользуясь коэффициентами полных затрат по заданной структуре конечного потребления, можно рассчитать объем производства продукции по каждой отрасли и определить наиболее экономичную структуру производства в целом.

Иначе говоря, добиться сбалансированного развития экономической системы в целом можно лишь, добившись необходимых взаимосвязей между различными секторами экономики на основе анализа затрат и результатов или анализа взаимосвязей производящих и потребляющих секторов.

Правительство Рф 13 декабря 1996 г. утвердило Концепцию среднесрочной программы на 1997 –2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост», где отмечается, что при всех исключительных трудностях, которые переживает российская экономика, в ней произошли серьезные качественные изменения – она стала преимущественно рыночной.

Тем самым созданы решающие предпосылки для перехода к слудующему этапу преобразований российской экономики, к ее структурной перестройке и возобновлению на этой основе экономического роста. Смысл структурной перестройки состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, начинается развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и с/х. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Классификация автомобилей
Классификация - это разделение автомобилей на группы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей. По назначению автомобили подразделяются на грузовые, пассажир ...

Особенности воздушного транспорта и устранение его недостатков
Особенности воздушного транспорта довольно ярко проявляются, в частности, в некоторых его недостатках. Наиболее существенными из них можно считать следующие: - не всегда достаточно высока безопасност ...

План по себестоимости перевозок
Себестоимость перевозок является комплексным экономическим показателем, характеризующим экономические результаты и качество работы АТП и представляет собой денежное выражение затрат, произведенных АТ ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru