С проблемами ухудшения противоизносных свойств топлив столкнулись в 70-х годах при использовании реактивных топлив, подвергнутых жесткой гидроочистке. Тогда же было установлено, что существенное влияние на противоизносные свойства товарных реактивных топлив оказывают не только сернистые соединения, но и фракционный состав, вязкость топлива. Удаление естественных гетероорганических соединений из прямогонных реактивных топлив (сернокислотная, адсорбционная, гидроочистка) значительно ухудшало их противоизносные свойства. При исследовании влияния содержания серы на противоизносные свойства реактивных топлив было установлено, что существует определенный оптимум, при котором достигается максимальный уровень противоизносных свойств топлива (рис. 1)[1],
Добавление сернистых соединений в количестве 0,05-0,15% вызывало снижение износа, а увеличение содержания серы более 0,15% приводило к увеличению износа металла. Тиофены оказывали положительное влияние на противоизносные свойства реактивных топлив. При содержании тиофеновой серы порядка 0,15-0,25% мае. износ металла уменьшается на 25-35%. Как показали проведенные исследования [2], меркаптаны и дисульфиды в концентрации 0,001% мае. не ухудшали противоизносные свойства реактивных топлив. В более высокой концентрации меркаптаны оказывали отрицательное влияние на противоизносные свойства топлив.
Исследование влияния углеводородного состава реактивных топлив на их противоизносные свойства показало ухудшение противоизносных свойств в ряду: бициклические ароматические углеводороды, нафтеновые, парафиновые [3].
Противоизносные свойства дизельных топлив изучены мало. Оценку их проводили, в основном, путем замера износов плунжеров полноразмерной топливной аппаратуры. Однако в последние годы при использовании экологически чистого дизельного топлива, прежде всего в Европе, был отмечен высокий уровень износа топливных инжекторных насосов, приводящий к выходу их из строя. Причиной этого стало снижение смазывающей способности топлив.
Для исследования влияния глубины гидроочистки на противоизносные свойства дизельных топлив были специально приготовлены образцы дизельного топлива с различным содержанием серы — 0,05; 0,1; 0,2% мае. (табл. 1)Топлива имели близкие значения по показателям вязкости, плотности, содержанию и составу ароматических углеводородов, что исключало влияние их на противоизносные свойства топлив, лишь образец с содержанием серы 0,2% имел более низкую 50%-ную точку перегонки — 256°С против 275 и 277°С для образцов с содержанием серы 0,05 и 0,1%, соответственно, так как для поддержания на одном уровне всех остальных свойств в его состав пришлось вовлечь фракции керосина. Все образцы соответствовали ГОСТ 305-82.
|
|
Смазывающую способность исследуемых дизельных топлив оценивали на вибрационном трибометре SRV фирмы Optimol, предназначенном для оценки процессов трения и износа [3]. Рабочая часть трибометра представляет собой камеру, где находится узел трения пластина – шар. Прибор позволяет оценивать изменение коэффициента трения в процессе испытания в зависимости от нагрузки, скорости скольжения, длительности измерения и температуры в условиях граничного режима трения.
Статьи по теме:
Исследования перспективных пассажирских самолетов
В течение 2000 г. за рубежом проводились различные НИОКР, направленные на исследования облика перспективных пассажирских самолетов, которые могут появиться в 2010-2020-х годах. Основные работы в этой ...
Современные и перспективные требования и технологии к качеству тяжелых
моторных и судового маловязкого топлива
Настоящие технические условия распространяются на топливо маловязкое судовое получаемое из дистиллятных фракций прямой перегонки и вторичной переработки нефти. Топливо маловязкое судовое должно изгот ...
Выбор изоляторов
Шины подвешиваются с помощью полимерных подвесных изоляторов. Марки изоляторов и их технические данные представлены в таблице №3 для РУ 110 кВ, РУ 35 кВ и РУ 27,5кВ. Таблица 3. Характеристики и марки ...