Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства

Страница 2

Административные методы, по мнению автора, базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля ими и погашение.

По нашему мнению более точное подразделение представлено Елькиным В.А. [19]. Автор считает, что разграничение различного рода отношений в управлении и регулировании позволяет подразделить методы на экономические, социально-психологические, правовые и административные. Между этими методами существует тесная связь, отражающая реальную обусловленность разнообразных отношений в обществе. Также автор считает, что распространенное понимание сути административных методов управления как методов, базирующихся только на субъективном, волевом подходе к решению задач, принципиально неверно. Любое административное действие управляющей системы должно основываться на экономическом расчете.

Экономические методы основаны на использовании экономических интересов: общегосударственных, групповых, частных. В связи с этим можно разделить экономические методы на: методы определения перспектив развития (прогнозы планы, программы) и на методы непосредственного экономического воздействия и регулирования. (госзаказ, налоги , кредиты и т.д.).

Для покрытия государственных расходов используются налоги. Но задача государственных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко ориентированный механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Государство должно проводить налоговую политику, учитывая специфические особенности деятельности юридических и физических лиц. Налоговая система осуществляет ведущую роль в мобилизации средств в федеральный бюджет для формирования части национального дохода. На современном этапе повысился удельный вес налогов в ВНП и в национальном доходе до 30–50 %.

Налоги, помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов с трудящихся, включают взносы на социальное страхование, местные налоги и др. Налоги стали не только основным доходом государства, они во все большей мере используются для активного вмешательства государства в процесс воспроизводства. Усиление регулирующей функции налогов произошло после второй мировой войны. Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, на движение товаров и капиталов между странами, на платежеспособный спрос населения. Налоги широко используются правительствами западных стран для сглаживания экономического цикла.

В России преимущества действующей системы налогообложения перед прежней системой платежей состоят в том, что для всех юридических и физических лиц, независимо от видов собственности и ее организационно-правовых форм хозяйствования, установлены единые налоги, после выплаты которых налогоплательщики могут распоряжаться прибылью по своему усмотрению.

Недостатком, к сожалению, является то, что с самого начала построения новой налоговой системы был взят, на наш взгляд, неверный фискальный ориентир. Известно, что у предприятий изымается через различные налоги 85-90% прибыли.

Во всех развитых странах рыночный механизм хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Специфика проводимых реформ в нашей стране состоит, как считает Б.Плышевский, во-первых, в том, что предпринят переход к многоукладной рыночной экономике; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, когда государственное регулирование сведено к минимуму, и, в-третьих, формы и методы регулирования во многом не сложились.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Понятие международных автомобильных перевозок и их развитие в мировой экономике
Перевозки грузов осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Под международной перевозкой понимается перевозка грузов между двумя и более государствами, выполняема ...

Техника транспорта , обслуживание и ремонт
Ежедневное обслуживание – осуществляет общий контроль направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего вида, заправка (топливом, маслом, охладительной жидкостью) для некотор ...

Воздушный транспорт
Техническая характеристика самолета ЯК-42 № п/п Наименование Единицы измерения Данные 1 2 3 4 1 Год начала эксплуатации - 1980 2 Тип и количество двигателей - ДТРД, 3 ШТ. 3 Мощность двигателя КГС 6 5 ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru