Источники правового регулирования международных автомобильных перевозок

Страница 2

Первоначально система МДП была предназначена только для международных автомобильных перевозок грузов. Однако ограничение сферы действий данной системы только автомобильным транспортом постепенно смягчалось с учетом потребностей внешней торговли. Сейчас Конвенция МДП 1975 года требует, чтобы, по меньшей мере, часть перевозки осуществлялась автомобильным транспортом. Вследствие этого в настоящее время Конвенция допускает осуществление перевозок не только автомобилями, но, например, и прицепами в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, а также перевозки контейнеров различными видами транспорта.

Конвенция TIR – это система, которая позволяет грузовым автомобилям под таможенными печатями и пломбами, наложенными в месте отправления, пересекать все границы без проведения промежуточного контроля груза до прибытия в конечный пункт назначения. По сути, она представляет собой сложную гарантийную систему, позволяющую свести к минимуму расходы транспортных операторов и внешнеторговых организаций, обеспечивая при этом собираемость таможенных сборов. Сегодня к конвенции присоединились 55 стран. Международный союз автомобильного транспорта (IRU) производит, выдает и контролирует основной документ системы - книжки TIR (carnet TIR), которые после прохождения груза через все пограничные посты и его доставки получателю подлежат возврату в штаб-квартиру IRU для контроля.

В России с 1982 года управление системой TIR осуществляет АСМАП. Более 80% импортных грузов, доставляемых в Россию автомобильным транспортом, проходят по системе TIR. Каждый день IRU предоставляет международным транспортным операторам гарантии на сумму US$500 млн, из которых US$50 млн покрывают товары, ввозимые в Россию или вывозимые из нее. Система TIR по оценкам экспертов обслуживает около 25% экспортно-импортных грузов Российской Федерации в стоимостном выражении. Поскольку Конвенция TIR требует, чтобы эти финансовые гарантии сохраняли силу, по меньшей мере, на протяжении 4-х лет, годовая сумма, застрахованная IRU и его членами, составляет примерно US$3 триллиона, из которых около четверти приходится на товары, доставляемые из России, в Россию либо идущие через Россию транзитом.

Растущая потребность в использовании автомобильных перевозок в экспортно-импортных операциях России неизбежно привела к повышенному вниманию к этой высокоэффективной системы со стороны криминальных структур, как в России, так и за ее пределами. Сказалась также недостаточная проработанность договорно-правовой базы, неурегулированность таможенно-пограничных споров между бывшими республиками СССР, деградирующая техническая база.

Все это создало благоприятную питательную среду для взрывоопасного роста правонарушений в течение последних 2-3 лет. При этом использовался широкий круг криминальных схем при прохождении через границы России грузов по системе TIR – от сознательного занижения стоимости декларируемых товаров и использования подложных платежных документов, до выдачи соответствующих разрешений (carnet TIR) несуществующим фирмам или фирмам "однодневкам", которые ликвидировались сразу после пересечения грузом границы. Количество таких случаев на сегодняшний день составляет в сумме свыше двух тысяч поставок, а ущерб оценивается миллионами долларов.

Система TIR оказалась заложницей сложившейся ситуации, хотя сегодня особенно очевидно, что даже временная приостановка этой конвенции, имела бы катастрофические последствия для всей системы международных автоперевозок, парализовала бы проведение международных торговых операций и привела к серьезной финансовой дестабилизации рынков. Для предотвращения наиболее неблагоприятных сценариев развития событий, руководство IRU совместно с Государственным Таможенным Комитетом, Министерством транспорта РФ и АСМАП разработали программу конкретных совместных действий по борьбе с криминалом. Так, в последние годы был значительно усилен контроль над деятельностью системы TIR, для обеспечения которого, а также для защиты системы TIR от обманных действий со стороны международной организованной преступности IRU создает компьютерную систему контроля (SAFETIR), которая работает на все страны, входящие в конвенцию TIR. К числу наиболее важных задач, стоящих перед IRU относится также унификация правил и упрощение процедур оформления документов, связанных с автомобильными перевозками. Цель этой работы – дать перевозчикам возможность работать более эффективно и свести до минимума бюрократические процедуры. Поскольку перевозчики должны иметь равные рыночные возможности, IRU принимает незамедлительные меры в том случае, если выясняется, что какие-либо национальные законодательные положения носят дискриминационный характер по отношению к иностранным транспортным средствам. Задачей IRU также является обеспечение отрасли информационными услугами, касающимися изменений в области национального законодательства и международных нормативных документов, динамики экономических показателей работы транспорта, а также других жизненно важных вопросов. Эта информация включает данные о времени ожидания на многих европейских границах, в частности на тех из них, где движение в направлении стран Центральной и Восточной Европы и из них, а также транзитом по их территории сталкивается с серьезными трудностями.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Безопасность транспорных средств. Виды безопасности
Виды безопасности, различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность транспортного средства. Безопасность транспортного средства вкл. в себя комплекс конструктивных и эксплут ...

Техника безопасности при сварке электронным лучом
При использовании сварочных аппаратов с применением электронного луча техника безопасности указывается в сопровождающей документации на это оборудование. Пожаробезопасность при проведении сварочных р ...

Проверка массы состава по размещению на станционных путях
Длина поезда не должна превышать полезной длины приемоотправочных путей на участках обращения данного поезда (с учетом допуска 10 м на установку поезда). Длина поезда lп, м, определяется по формуле l ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru