Любой познавательный процесс включает в себя аналитическую деятельность. Анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение, разбор), выступающий как обязательный элемент изучения объектов и явлений различного характера, представляет собой метод научного исследования путем разложения их на составные части. Анализировать – это означает не только отражать что-то общее, но и выявлять индивидуальное, особенное в отдельном объекте или группе, а затем формулировать с помощью общепринятых понятий определенные умозаключения.
Анализ немыслим без синтеза. Синтез (от греческого synthesis – соединение, составление) – это изучение предмета в целостности, единстве и взаимосвязи его частей. В теории познания анализа и синтеза выступают в диалектически противоречивом единстве.
Процесс познания содержит три этапа: созерцания, научную абстракцию и формирование новых предложений. Созерцание – это начальный этап познания, состоящий в наблюдении и сборе первичных фактов – исходной информации. На втором этапе, основанном на объективных данных, полученных после ее обработки, исследователь выявляет закономерности развития и состояния объекта. Этот этап служит продолжением первого, так как обработка исходных данных является связующим звеном между ними. На этапе научной абстракции должно быть выдвинуто множество гипотез – теоретических суждений, и чем больше их, тем выше вероятность получения оптимального решения. Заключительный этап состоит в обобщении результатов, формулировании выводов и выработке новых практических предложений в организационно-технической, социально- экономической и других областях.
Экономический анализ, изучающий хозяйственные процессы в их становлении и развитии, позволяет конкретизировать факторы, которые влияют на результаты хозяйственной деятельности. Он является прикладной наукой, опирающейся на философскую теорию познания, теорию полезности и экономику. В качестве инструментов исследования в нем используются достижения таких наук, как статистика, математика, кибернетика и т.д.
Знание полных характеристик объектов управления, обоснованная оценка производственных процессов, наличие достоверных показателей функционирования отдельных элементов социально-экономических систем позволяют принимать объективные управленческие решения. Достигается это во многом благодаря проведению оперативного и комплексного анализа.
В основу экономического анализа положены следующие принципы:
· научность (познание закономерностей и тенденций развития анализируемого объекта на теоретической базе философии, достижений научно-технического прогресса, правильных прогнозов, оценки эффективности решений и т.д.)
· системность и комплексность (системность заключается в рассмотрении анализируемой организации как сложной открытой системы в соответствии с законами ее функционирования; под комплексностью понимают изучение экономики, хозяйственных явлений, процессов и других факторов (техника, технология, организация производства, труда и управления, социология и другие) в их взаимосвязи и взаимозависимости);
· информативность (наличие полной, достоверной, своевременной, комплексной и наглядной информационной базы, а также применение таких статистических и математических методов, которые не затушевывают экономической основы явлений);
· динамичность (проявляется в рассмотрении предметов и явлений в их диалектическом развитии);
· выделение главного (предполагает выбор цели и способов ее достижения);
· экономичность (затраты, связанные с проведением анализа, должны быть значительно меньше экономического эффекта, получаемого благодаря его выполнению);
Статьи по теме:
Неисправности и техническое обслуживание
Неисправности зажигание автомобиль Признаки и причины Способ устранения Нарушены контакты в местах присоединения проводов к приборам зажигания Неравномерная работа двигателя, иногда сопровождающаяся ...
Резка металла
Резкой называют отделение частей (заготовок) от сортового или листового металла. Резка выполняется как со снятием стружки, так и без неё. Сущность процесса резки ножницами заключается в отделении час ...
Развитие конструкции повозки
Все началось с колеса. Оно известно примерно с середины IV тысячелетия до н. э. (Месопотамия). До этого человек знал, кроме пешего хождения и хождения по морю, еще два вида передвижения — верховую ез ...