Аппараты, использующие экранный эффект

Транспортная информация » Новые проекты воздушного транспорта » Аппараты, использующие экранный эффект

Страница 1

В 1920-е годы во время испытаний самолетов с крылом, прикрепленным к нижней части фюзеляжа (тип низкоплан), конструкторы заметили, что подъемная сила крыла при посадке несколько увеличивается и в результате машина продолжает лететь над полем, как бы не желая садиться. Подобный эффект даже порой приводил к авариям. Центр давления крыла (точка приложения подъемной силы) в этом случае перемещается к его задней кромке, и самолет может опрокинуться.

Дальнейшие исследования показали, что между крылом самолета и поверхностью земли воздух сжимается и становится плотнее. Так возникает дополнительная подъемная сила, которая и поддерживает аппарат в воздухе. Открытое явление назвали экранным эффектам. Экраном являлась поверхность земли или воды. В 1922 году появилась одна из первых работ об экранном эффекте - статья Б.Н. Юрьева "Влияние Земли на аэродинамические свойства крыла". В 1930-е годы изучением эффекта занимались В.В. Голубев, Я.М. Серебрийский, Ш.А. Биячуев, Н.А. Черномашинцев.

В СССР не ограничились теоретическими исследованиями. Началась разработка летательного аппарата, использующего экранный эффект. Такие машины - в дальнейшем их назвали экранопланами и экранолетами - казались очень выгодными. Логика проста: чем меньше высота полета, тем существеннее влияние экрана и, следовательно, выше несущая способность крыла. В результате для экраноплана нужны двигатели в два-три раза менее мощные, чем для самолета той же грузоподъемности. Довольно тяжелый летательный аппарат достаточно оснастить обычным автомобильным мотором.

Экранопланы позволяют решить целый комплекс проблем, они оборудованы для этого всем необходимым. На них имеется сложнейшая аппаратура для поиска пострадавших, члены экипажа за пять минут могут развернуть мореходные надувные лодки с подвесными моторами, которых здесь до пятнадцати. А начать движение к цели летающий корабль может уже через четверть часа после получения приказа.

Экраноплану при дрейфе не страшен ураганный ветер силой до 40 метров в секунду, пятиметровой высоты волна: он ведет себя в таком случае как обычный поплавок. Притом не боится удара сильной волны в бок, переворачивающей обычные суда. Крылья его устроены так, что сглаживают волну, а сзади судна образуется тихая бухточка, где и принимают пострадавших. К слову, пятьсот человек - это количество людей, с которыми может взлететь "Спасатель" (рис.5.1). Просто взять на борт он может и восемьсот человек, и более, и находиться в штормующем море до прибытия помощи. На это рассчитана система жизнеобеспечения. Кстати, его можно использовать для координации работы других спасательных средств.

Экраноплан

Рисунок 5.1. Экраноплан «Спасатель»

Задуманный поначалу как машина уничтожения, теперь он с успехом может использоваться как техника для спасения людей. Немаловажно и то обстоятельство, что ему не нужны аэропорты с их дорогостоящим оборудованием - он может приводниться, где захочет экипаж. До середины 1990-х годов точной классификации этих летательных аппаратов - экраноплан или экранолет - не существовало, так как для них не требовался сертификат лётной годности. Создавались такие машины для экспериментов и в военных целях; коммерческих и пассажирских рейсов они не выполняли.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Организация труда на рабочем месте и составление карт по одному из них
Разработка и внедрение на действующих и вводимых в действия участках, цехах типовых решений по организации рабочего места, является одним из путей дальнейшего повышения эффективности их работы. Рабоч ...

Ретроспективный анализ систем радиоместоопределения
Спутниковые системы радиоместоопределения - сравнительно новая, быстро развивающаяся ветвь навигации или отслеживания перемещения подвижных объектов. Развитие отечественной спутниковой радионавигацио ...

Должностная инструкция оператора диспетчерской службы
Общие положения 1. Оператор диспетчерской службы относится к категории технических исполнителей. 2. На должность оператора диспетчерской службы назначается лицо, имеющее среднее профессиональное обра ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru