Основным сигнальным прибором, применяемым на железных дорогах, является светофор.
Светофор – это стационарный сигнальный прибор, подающий сигналы огнями своих фонарей в условиях любой видимости.
На железных дорогах России применяются следующие основные сигнальные цвета : зеленый, желтый и красный. Эти цвета выбраны потому, что по отношению один к другому они достаточно контрастны и безошибочно различаются человеком.
Дополнительными цветами являются синий, запрещающий маневровые передвижения, и лунно-белый, разрешающий маневровые передвижения. Для передачи наиболее ответственного сигнала остановки используют красный цвет, как обладающий резкой контрастностью по отношению к обычному фону, встречающемуся в полосе железных дорог. Кроме того, красный цвет хорошо воспринимается при сильных и слабых освещенностях.
Зеленый цвет, значение которого противоположно значению красного цвета, обладает наибольшей контрастностью по отношению к нему.
Сигнальные огни на светофорах могут быть нормально горящие, нормально не горящие, немигающие и мигающие.
Правильность и четкость восприятия сигнала зависят от свойств и состояния глаза человека, степени прозрачности атмосферы, яркости сигнала.
Светофор является постоянным сигналом и устанавливается для ограждения пунктов, требующих этого ограждения.
По значению светофоры делят на основные и предупредительные. К предупредительным относятся светофоры, которые заблаговременно указывают на показание основных светофоров. К основному виду относятся светофоры : входные, выходные, проходные, маршрутные, прикрытия, маневровые, горочные, повторительные и локомотивные светофоры.
По районам применения светофоры делят на станционные, перегонные и локомотивные.
К станционным относят светофоры, устанавливаемые в районе станции – входные, выходные, маршрутные, маневровые, горочные и повторительные. К перегонным светофорам относят проходные, прикрытия, предупредительные и заградительные. Локомотивный светофор устанавливается в кабине управления локомотивом.
Входной светофор разрешает или запрещает поезду следовать на станцию с перегона, а выходной – со станции на перегон. Маршрутный светофор разрешает или запрещает поезду проследовать из одного района станции в другой. Маневровый светофор подает сигналы, разрешающие или запрещающие производство маневров на станции. Горочный светофор разрешает или запрещает роспуск вагонов с горки сортировочной станции. Повторительные светофоры оповещают о показании выходного, маршрутного или горочного светофора, когда по местным условиям видимости основного светофора не обеспечивается.
Проходные светофоры подают сигналы, разрешающие или запрещающие поезду следовать с одного блок-участка на другой.
Светофоры прикрытия используются для ограждения : мест пересечений железных дорог в одном уровне с другими железными дорогами, трамвайными путями и троллейбусными линиями; разводным мостов; участков, проходимых с проводником.
Предупредительные светофоры заблаговременно предупреждают о показании входного, проходного, заградительного светофора или светофора прикрытия.
Заградительные светофоры требуют остановку при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станции.
По способу крепления сигнальных головок светофоры разделяют на мачтовые, карликовые, мостиковые и консольные. У мачтового светофора сигнальная головка помещается на верху мачты, у карликового на бетонном основании в нижней части габарита приближения строений, а у мостикового и консольного – соответственно на кронштейнах мостика и консоли.
По типу светофорной головки различают светофоры линзовые и прожекторные. На участках с автоблокировкой и релейной централизацией в настоящее время применяют только линзовые светофоры.
Цвет огня |
Основное значение сигнала |
Предупредительное значение сигнала |
Зеленый |
Разрешается движение с установленной скоростью |
Следующий по ходу движения светофор открыт |
Один желтый мигающий огонь |
Разрешается движение с установленной скоростью |
Следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшеной скоростью |
Один желтый огонь |
Разрешается движение с готовностью остановиться |
Следующий по ходу движения светофор закрыт |
Два желтых огня, из них верхний мигающий |
Разрешается проследование светофора с уменьшеной скоростью ( не более 50 км/ч) |
Поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт |
Два желтых огня |
Разрешается проследование светофора с уменьшеной скоростью ( не более 50 км/ч) и готовностью остановиться у следующего светофора |
Поезд следует с отклонением по стрелочному переводу |
Один красный огонь |
Стой! Запрещается проезжать сигнал |
- |
Статьи по теме:
Должностная инструкция оператора диспетчерской службы
Общие положения 1. Оператор диспетчерской службы относится к категории технических исполнителей. 2. На должность оператора диспетчерской службы назначается лицо, имеющее среднее профессиональное обра ...
Технологическая карта проверки электропневматического клапана ЭПК-150Е
1. Установить ЭПК-150 на кронштейн стенда и произвести его зарядку. При установке электропневматического клапана на кронштейн, необходимо проверить целостность резиновой прокладки, после чего надежно ...
Организация работы погрузо-разгрузочных пунктов
Организация движения автомобилей на маршруте в значительной степени зависит от организации работы погрузочно-разгрузочных пунктов, чья пропускная способность должна быть достаточной для бесперебойног ...